Стереотип о связи телесной полноты и голосовой мощи возник из-за внушительных габаритов некоторых оперных певцов. Например, Лучано Паваротти и Монтсеррат Кабалье, которые перенесли оперный вокал на эстрадную сцену.
До этой встречи аудитория, не знакомая с искусством оперы, вряд ли задавалась вопросом, влияет ли лишний вес на голос. Ассоциативность массы тела и голосовых возможностей строится на нескольких теориях, ни одна из которых не доказана клинической медициной.
Теория №1
Известно, что широта вокального диапазона основана на диафрагмальном певческом дыхании. Вокалист втягивается кислород глубоко в легкие, ребра раздвигаются в стороны, создавая воздушный резерв. То есть, для растяжения диафрагмы необходимо пространство, которое обеспечивает большой размер тела. С анатомической точки зрения, ширина диафрагмы и объем легких никак не отражаются на внешних габаритах. К примеру, голосовой диапазон вполне себе стройной Пелагеи составляет 3,5 октавы.
Теория №2
Голос зависит от веса, поскольку жировая ткань, окружающая гортань, увеличивает резонанс, возможность «брать» высокие ноты. В корне неверно. За гибкость голоса и высоту звучания отвечают верхние (головные) резонаторы – носоглотка и ротоглотка. А громкость голоса на высокой ноте обеспечивает умение певца направить звуковой поток в резонаторы. И жировая масса тут никакой роли не играет. Обладательница самого высокого голоса – Светлана Феодулова исполняет произведения в четвертой октаве. При этом выглядит девушка хрупкой и миниатюрной.
Теория №3
Считается, что третья теория принадлежит врачу Питеру Осину, который предположил, что голос и вес оперных певцов связаны с полигафией (повышенным аппетитом). Профессиональные вокалисты много занимаются упражнениями на развития дыхания, которые провоцируют чувство голода. На самом деле, это субъективный показатель, поскольку патологическую булимию занятия дыхательной гимнастикой не вызывают. А контролировать аппетит или кушать бесконтрольно – личное дело каждого. Один из красивейших баритонов современности Дмитрий Хворостовский всю жизнь выглядел стройным и подтянутым. Просто певец был разборчив в еде, и занимался йогой.
И еще один пример, чтобы окончательно убедиться, зависит ли голос от веса или нет – Полина Гагарина. «Фабрику звезд» и конкурс «Новая волна» девушка покорила будучи, что называется, «в теле».
Однако сброшенные в последствие 40 кг никак не отразились на ее мощнейшем диапазоне в 4 октавы.
На функции голосового аппарата влияют длина гортанных связок и объем грудной клетки. По мнению преподавателей вокала, эти параметры поддаются коррекции с помощью специальных упражнений.
А чтобы чрезмерное усердие в занятиях не причинило вред здоровью, специалисты рекомендуют принимать Гомеовокс. Препарат разработан специально для профилактики и лечения заболеваний гортани, проявляющихся охриплостью, осиплостью и потерей голоса.